И ПО НОЧАМ НАМ СНИЛСЯ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН.

Николай Метелкин

 

Дорога... Дорога... Как учащается сердцебиение у любого путешественника при одном только упоминании о возможном путешествии, и поэтому - как только мне предложили присоединиться к настоящим паломникам, едущим по святым местам и монастырям Украины, я не раздумывал ни минуты.

Наш путь пролегал от храма к храму, от монастыря к монастырю и символично, что начался он у стен Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. О том, что Киев и в особенности Печерская Лавра являются одними из самых дорогих и священных для православных христиан мест знают даже люди, никогда не посещающие церковь. Многим известны и Свято-Троицкая Сергиева Лавра, и Соловецкий монастырь, и Почаевско-Успенская Лавра и комплекс православных монастырей на Святой горе Афон. О том, что на Украине есть иные места, хотя и менее значимые, но необычайно интересные и знаменитые, знают далеко не все. А ведь одних только православных монастырей в настоящее время насчитывается у нас далеко за сотню. Нам предстояло посетить лишь несколько из них, лежащих на просторах левобережной Украины, по пути в Святогорскую обитель. И вот уже обветшалый, видавший многое за свой век Икарус, привычно труся по ухабам, везет нас в Лубны к Мгарскому монастырю, не так давно возрожденному и еще не успевшему залатать старые раны, нанесенные временем. Автобус оказался стареньким по одной причине - паломники люди не всегда обеспеченные и поэтому был выбран самый дешевый вариант. Само же паломничество - занятие, пожалуй, такое же древнее, как и христианство. Особенно высоко ценилось паломничество в Палестину, к местам связанным с Иисусом Христом, откуда паломники привозили пальмовые ветви; отсюда пошел и сам термин (от лат. Palma - пальма). На Руси паломники появились в Х1 веке. Самые отважные из них добирались до Святой горы Афон и даже до Палестины, но основной поток направлялся в сторону Киева к мощам Печерских Угодников. Знаменитая пословица “Язык до Киева доведет” родилась именно во время этих странствий. Чаще всего люди шли пешком, с простой котомкой на плечах, не взирая ни на дождь, ни на холод. Милосердные люди предоставляли им приют, многие давали деньги - и на дорогу и на пожертвования в храм. Иногда такие странствия затягивались на долгие месяцы... Нынешние паломники почти ничем не отличаются от обычных рядовых граждан - обыкновенные лица, обыкновенная одежда не ярких тонов. Обязательный атрибут женщины - головной платок. Их лексикон, пожалуй, более богат такими словами как: покаяние, литургия, акафист, соборование, и они тщательно соблюдают все церковные каноны. Во время нашего путешествия мы не услышали ни одного нецензурного слова, не видели ни одного курящего, к чему мы все привыкли в обыденной жизни.

Дорога поворачивает влево и мы видим высокую колокольню Лубенского Мгарского мужского монастыря. Автобус поднимается на небольшой холм, паломники выходят, у входа в храм неспешно крестятся и попадают в Спасо-Преображенский собор. Собор был построен во второй половине ХУ11 века по проекту известного архитектора Иоганна Баптиста при помощи Мартина Томашевского. Большинство украинских православных обителей были основаны именно в это время, став путеводными звездочками для последующих паломников. Тарас Шевченко, в повести “Близнецы” писал: “...дочери лютого Еремии Вишневецкого снился сон, что она в раю и ее оттуда вывели ангелы, говоря, что если она своим коштом выстроит храм Божий близ города Лубен, то поселится уже на веки вечные в раю”. И храм был действительно выстроен на ее средства. А Вишневецкие в то время владели огромными территориями. “Вишневетчина” включала 53 города, местечка и большие села, среди которых Лубны, Ромны, Глинск, Пирятин, Полтава и другие. Парадоксом оказалось то, что православный монастырь был выстроен на деньги дочери ревностного католика - Раины Вишневецкой. К нашему удивлению обнаружилось, что в таком, казалось бы, не очень посещаемом месте были погребены останки Цареградского патриарха Афанасия 111. В 1653 году он впервые посетил этот монастырь по пути в Москву. А до этого его славное прошлое связано с подвижничеством в монастырях Синая и Афона, паломничеством в Палестину, проповедничеством в Молдавии, патриаршеством в Константинополе. Он встречался и с царем Алексеем Михайловичем, и с Богданом Хмельницким, и даже участвовал в Переяславской Раде. В 1654 году он серьезно заболел и высказал последнюю волю быть погребенным в Мгарском монастыре. Константинопольских патриархов, стоящих в иерархии православных церквей на первом месте (Московский патриархат занимает лишь почетное пятое место, вслед за Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским) всегда хоронили в сидячем положении. Так поступили и на этот раз. Патриарх был похоронен в храме, под амвоном, на деревянном кресле и в каменном склепе. Спустя много лет, митрополит Газский Паисий, посетив монастырь, попросил показать ему гробницу. Когда ее открыли, то обнаружили тело патриарха нетленным. Все остальное - и одежда и кресло сгнило... Через некоторое время он был канонизирован и потекли к монастырю тысячи людей с надеждой и верой. Затем была построена новая каменная церковь, кельи, колокольня. Вскоре монастырь стал широко известен по всему православному свету. В 1736 году страшный пожар уничтожил большинство сооружений, монастырь впал в ужасное состояние, но был спасен. В архиве монастыря сохранился любопытный документ 1737 года - оригинал приказа принца Гессен- Гамбургского, войска которого остановились в этих местах во время войны с Крымом. . “Генералитету, штаб, обер, и унтер офицерам и прочим командирам и рядовым, и кому сей охранный лист команды показан будет, Мгарского погорелого монастыря, в вотчинах и хуторах никому постою и квартир не иметь и обид, разорения не чинить и безденежно ничего не брать, под опасением военного суда”. Императрица Елизавета пожертвовала монастырю 2000 рублей, сумму огромную по тем временам. Это дало возможность отстроить главный храм монастыря и главный корпус монастырских келий. Не обошли вниманием монастырь и украинские гетманы и другие российские монархи. 8 охранных универсалов выдано монастырю Богданом Хмельницким, 7 универсалов от его сына Юрия, 3 от Петра Дорошенко, 10 от Ивана Самойловича, 11 от Ивана Скоропадского, 3 жалованные грамоты от Алексея Михайловича, 3 от Иоанна и Петра Алексеевича, 1 от Елизаветы Петровны. Основная часть архива монастыря, к сожалению, не сбереглась. После революции начались массовые изъятия церковных ценностей из всех храмов. Как только возникла угроза и здесь, в монастырь начали стекаться десятки тысяч верующих, служба стала идти круглосуточно. Как ни старались красные агитаторы, их никто не слушал. Пришлось начинать военные учения с пулеметной и артиллерийской стрельбой в районе монастыря, для чего было выделено 2000 солдат и 1000 курсантов. Но только лишь на пятый день крестьяне стали разъезжаться, да и то - только потому, что поспела пшеница и нужно было собирать урожай. Ценностей было конфисковано немало, один только гроб “Афанасия Сидящего” весил до 10 пудов чистого серебра. Мощи же, монахи переложили в деревянный гроб и позднее перевезли в Харьков, где они находятся и поныне. Вообще-то следует сказать, что каждый монастырский храм содержит, как правило, несколько мощей великомучеников и святых. Иногда это совсем небольшие частички, зачастую богато украшенные и обрамленные в специальную оправу, а иногда это цельные останки. Часто их располагают и в стенах и под фундаментами храмов. Только в Лубенском храме есть мощи и святого апостола Андрея Первозванного и святого Иоанна Златоуста. История монастыря изучена недостаточно, да и архив его таинственно пропал в годы второй мировой войны. Последний раз его видели в лесной избушке, на чердаке, сразу после войны. Великолепно смотрится монастырь с любой близлежащей точки, будь то река Мгара, от имени которой и пошло название Мгарский, или же со стороны скита. В ските, за работой, мы повстречали инока Иову. Узнав, что его фотографируют для “ВС”, он сменил обыкновенную рабочую телогрейку на пристойное монашеское одеяние. К слову сказать - монахи редко фотографируются для мирских журналов, да и то - только с благословения настоятелей, а те в свою очередь руководствуются волей Божьей. С ее помощью и существует сейчас монастырь, понемногу строится и реставрируется. Тянутся к нему не только люди, но и птицы. Не так давно прибился молодой степной орел и сказочной красоты ворон. Так и живут бок о бок. И звучат в монастыре молитвы и песни, и наполняется он жизнью, и братия, конечно верит, что в возрожденный собор будут возвращены мощи Святителя Афанасия, Патриарха Цареградского , Лубенского Чудотворца.

А наш путь лежит далее, по широкому Харьковскому шоссе к славному городу Полтаве.

( Продолжение в следует.)

Часть 2. Полтавский монастырь

На высокой, живописной, поросшей лесом горе, при устье реки Полтавки, у берегов красавицы Ворсклы стоит Полтавский Крестовоздвиженский монастырь. Отсюда открывается живописный вид на город, расположенный на противоположной горе, с города же сам монастырь раскрывается во всей своей красе - величавой и бескрайной. Основан монастырь был в 1650 году полтавским полковником Мартыном Пушкарем и Иваном Искрой и с помощью других полтавских жителей в честь победы в этих местах над польской шляхтой. Много видел монастырь на своем веку и хорошего и плохого, много пережил, немало страдал. В 1695 году пришли сюда из Крыма татары вместе с самозванным гетманом Петриком Иваненко. Монастырь был захвачен и опустошен, татары же, захватив немалую добычу, бросили горе-гетмана на произвол судьбы. В 1709 году сюда пришли шведы и затащив, на каменную церковь пушки стали обстреливать город. Не было вокруг города ни мощных каменных стен, какие приходилось брать шведам и в Польше и в Саксонии, ни глубоких рвов. Стены представляли собою земляные валы, на которые, в некоторых местах, можно было просто взбежать. Думая захватить город с ходу, шведский король и представить себе не мог, что его стратегические планы разобьются не столько об крепостные валы, сколько о непобедимый “вал”, сплоченных воинов - защитников и простых жителей Полтавы. Так уж случилось, что знаменитая Полтавская битва, затмила подвиг защитников крепости, как бы отодвинула их подвиги на второй план.

Под началом коменданта крепости Алексея Степановича Келина находилось около 4000 солдат, 2600 казаков и 29 орудий с незначительным количеством боеприпасов. Шведы попытались захватить крепость, как говорится - с ходу, однако ни первого, ни второго, ни третьего апреля все их попытки закончились безрезультатно. 4 апреля Карл решил бросить на штурм крупные силы, но как только шведы подошли к крепости на расстояние ружейного выстрела, ворота распахнулись и навстречу им устремилось два отряда со штыками наперевес. Потеряв 100 человек, шведы отошли. На следующий день, Карл Х11 лично руководил штурмом. В присутствии короля шведы устремились к валам. Их встретили дружным залпом и тут же ударили в штыки. На этот раз шведы потеряли 400 человек и снова отступили. Тогда началась методический обстрел города из монастыря. Уж больно удачное было место. Весь апрель штурмы продолжались, но результата не было. Тогда король стал готовить длительную, основательную осаду. Полковник Келин, комендант крепости, несомненно обладая воинским талантом, твердо знал, что оборона только тогда действенна, когда она активна. Вскоре, отряд защитников крепости ворвался во вражеские траншеи и напал на свежие силы, готовящиеся к атаке. Шведы бежали, оставив шанцевый инструмент, боеприпасы и десятки пленных. Ночью, 1 мая, во время ночной вылазки и горячего боя, шведы потеряли 500 человек! “Завязнув” под Полтавой, Карл решил пойти на хитрость и устроил подкоп, в который заложили несколько бочонков с порохом. Каково же было их удивление когда, приготовившись к штурму, взрыва не последовало! А порох был просто изъят полтавчанами из встречного подкопа! Неистовый Карл ругался и недоумевал - огромное шведское войско почти два месяца безрезультатно топталось у заштатной земляной крепости. По приказу короля провели новый подкоп, подтянули трехтысячный отряд, заложили почти все имеющиеся запасы пороха, подожгли фитиль, но взрыва опять не последовало. Порох опять перекочевал в Полтаву. Кстати, этот факт окажет в последующем - огромное значение на ход Полтавской битвы, т.к. шведы в сражении 27 июня смогли использовать всего лишь 4 орудия, против 72, имеющихся в армии Петра. 21 июня штурм был длительным и мощным. Волна за волной накатывались на обескровленную крепость шведы, в городе горели дома, началась рукопашная схватка. Даже дети включились в это кошмарное побоище, те у кого не было оружия - поливали наступавших кипятком. Штурм и на этот раз был отбит. Но передышка была слишком короткой. Уже ночью 22 июня / эта фатальная дата начала нескольких последующих безуспешных войн против славянских стран/ Карл бросил на крепость свежие силы и бой продолжался всю ночь, освещаемый огнем пожарищ. И на этот раз защитники выстояли, несмотря на то, что врагу дважды удалось взобраться на вал. К утру активных защитников оставалось всего лишь несколько сотен, но уже через несколько часов раздались новые выстрелы и начался новый штурм. Карл не щадил ни своих солдат ни своих офицеров, он как в сомнамбуле пытался во что бы то ни стало взять упрямый город. По всем возможным и невозможным законам город должен был пасть, т. к. любой человеческой стойкости есть предел, однако и на этот раз город выстоял, потеряв за два дня более тысячи человек. Враг потерял вдвое больше и отошел, готовясь к новому штурму. Один из защитников не выдержал напряжения, предложил сложить оружие, но возмущение оставшихся было настолько велико, что его просто забросали камнями. Уже не было в крепости ни солдат, ни казаков, ни детей, ни горожан, ни русских, ни украинцев - был народ, усталый, но гордый, давший клятву стоять до конца. И они выстояли, выстояли, выдержав десятки штурмов и потеряв почти три тысячи человек одними убитыми. Враг потерял вдвое больше и... отошел, так и не добившись своей цели. Отошел, чтобы обрушить всю свою мощь на подошедшую армию Петра.

Перед решающей битвой наши войска были благославлены Святой иконой Казанской божьей матери, она и поныне находится в Троицкой церкви монастыря... “и грянул бой, полтавский бой”. 28 июня остатки гарнизона выстроились у главных ворот крепости. Полтава встречала Петра. Выслушав рапорт Келина, царь обнял его, расцеловал и приказал произвести полковника сразу в генерал-майоры, минуя звание бригадира. Затем Петр поблагодарил весь гарнизон, а также отважных жителей города. И поныне стоят и в самой Полтаве и у стен города памятники Славы, памятники героическому прошлому наших предков. После Полтавской баталии, войн на земле левобережной Украины не было более двухсот лет / исключая, разве что, набеги крымского хана/, в то время как в других странах Европы они затягивались на десятки лет. Если когда-нибудь восстановят традицию присваивать звание героя - городам, и не только за ратные подвиги в Великой Отечественной, а и за более древние, не менее великие страдания и победы, то Полтава, думается, получит это звание одной из первых!

После изгнания шведов, монастырь был достроен сыном предательски казненного В.Л.Кочубея - полтавским полковником Василием Кочубеем. Семи купольный собор интересен тем, что не имеет ни главного, ни второстепенного фасада и одинаково красиво смотрится со всех сторон. Немного уменьшенной копией знаменитой Печерской Лаврской колокольни является четырех ярусная колокольня полтавского монастыря с элементами традиционного украинского барокко, белыми ярусами уходящая вверх и построенная в конце ХУ111 века. Когда-то, с ее вершины, огромный шести тонный колокол оглашал роскошным звоном не только Полтаву, но и далеко лежащие села. И сейчас в монастыре слышится перезвон праздничных колоколов, но для буденных событий монахини используют простой, изготовленный из обыкновенного кислородного баллона цилиндр. Ночевать наша группа паломников остановилась прямо на территории монастыря. Некоторые спали на церковном полу, некоторые - в отдельной комнате, приспособленной под келью, и любезно освобожденную монахинями для усталых путников. После скромной, но необычайно вкусной вечерней трапезы, меню которой включало и соленые огурчики с собственного огорода, и овощную икру и сладкий узвар, наш сон был глубоким и безмятежным и по ночам нам снился колокольный звон.

А утром визит на поле полтавской битвы, к Сампсоньевскому храму, возведенному в 1810 году на средства тайного советника Й.С.Судиенко, служившим, в свое время в почтовом ведомстве Екатерининского правительства. Церковь удалась на славу - византийский стиль, традиционно крестообразная и с пятью куполами. Напротив - братская могила русских воинов, простой земляной холм с каменным крестом. Могила носит имя “шведской” - по старинному украинскому народному обычаю называть такие места по имени побежденной армии. Многие утверждают, что в канун прошедших побед и предстоящих праздников, на шероховатой поверхности креста проступает лик защитника-воина. Название же церкви связано с тем, что Полтавская битва произошла 27 июня в день Святого Сампсония Странноприимца. Службу в ней проводили монахи Крестовоздвиженского монастыря. Они же и смотрели за храмом. В 1923 году монастырь был закрыт, возродился он в 1991, но уже как женская обитель. Сейчас в ней всего 22 монахини во главе с настоятельницей - игуминией Галиной. Многое рассказала она нам за время нашего пребывания в монастыре, многое показала. Иногда, во время строительных работ, вдруг обнаружится полу заваленный подземный ход, иногда таинственный проем. Тайны монастыря еще ждут своих исследователей. Странные дощатые иконы увидели мы в Троицкой церкви - фигуры Святых, но с отпиленными головами. Эти иконы были найдены в одном из сельсоветов, а использовались они - как обыкновенные половые доски ... Видимо их нужно было укоротить, и поднялась и не дрогнула рука у местного плотника отпилить святые головы... Многие годы по ним ходили, на них митинговали, слышали они и такие слова как “совдеп” и “трудодни”, “смычка” и “культпросвет”, несведущая уборщица старательно мыла их половой тряпкой. Потом их случайно обнаружили и вернули церкви. Так и висят они в храме - не один раз мученики, вместе со “Скорбящей” иконой Божьей Матери Упование всех концов земли, которая уберегает не только обитель, но и всю Полтаву.

 

Назад

 

 

Hosted by uCoz