«ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ» ИЛИ ПЕРОННЫЙ МАРШ ВСЕХ СЛАВЯН

Николай Метелкин

Девяносто лет назад штаб-трубач 7-го запасного кавалерийского полка Василий Иванович Агапкин написал знаменитый марш «ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ». Началась первая Балканская война, тысячи добровольцев уезжали на Болгарский фронт. Услышав звуки "Прощания славянки", ветераны Великой Отечественной вспоминают затемненный вокзал, оркестр на перроне, эшелон уходящий на запад. Сейчас марш исполняется редко, но стоит только услышать волнующие звуки «Славянки», как сердце наполняется патриотической гордостью и какой-то необъяснимой, волнующей грустью.

"Потом грянуло "Прощание славянки", да так неожиданно, свежо и остро, будто написан был марш всего лишь за ночь до парада, специально для того, чтобы передать полкам, уходящим в заснеженные траншеи, победное напутствие россиянок, украинок, белорусок, полек, чешек, болгарок. Всех женщин, чьи сыны, отцы и мужья шли в одном строю…"
 
старший лейтенант Н.Черкашин, участник   ноябрьского парада на Красной площади в 1941 году.

 

ПЕРВАЯ БАЛКАНСКАЯ

Балканская война началась осенью 1912 года - между Балканским союзом (Болгария, Сербия, Греция, Черногория) и Турцией. Османская империя представляла в начале ХХ века лишь жалкое подобие некогда могущественнейшей державы. О Турции, как о «колосе на глиняных ногах» стали говорить сразу после того, как в конце XIX века Россия, освободила Болгарию и едва не вошла в Константинополь. В армии Османской империи началось брожение; оппозиционеры движения младотурок стали требовать низложения султана. В 1908 перешедшие на сторону оппозиции части османской армии совершили марш из Салоник в Стамбул и заставили Абдул-Хамида восстановить конституцию и собрать парламент. Первое время султан оставался конституционным монархом, но его попытки вернуться к абсолютизму и расправиться с младотурками привели к тому, что он был окончательно низложен. Увидев, что империя слабеет, в сентябре 1911 года ей войну объявила Италия. Итальянцы решили, что не иметь колонии в Африке просто неприлично и предъявили права на турецкие провинции Триполитанию и Киренаику (территория современной Ливии), которые располагались к итальянскому сапогу ближе всего. Флот Италии, который был в то время сильнейшим в Средиземном море, блокировал пролив Дарданеллы, а в Африке обстрелял Триполи, Бенгази и высадил десант. Под предлогом борьбы с контрабандой, итальянцы оккупировали остров Родос и Додеканесский архипелаг в Эгейском море. Несмотря на военно-техническое отставание и кризис власти, Турция неплохо сопротивлялась; попытки итальянских войск проникнуть вглубь страны успеха не имели. Сопротивлялись не только армейские части, но и партизанские отряды, в составе которых были как турки, так и добровольцы, прибывшие из Египта, Туниса и Алжира. К концу года итальянские войска удерживали лишь прибрежную полосу Ливии. Казалось, война затянется надолго, но военные действия против Турции начал сформировавшийся в 1912 году Балканский союз. К декабрю 1912-го, разгромив основную часть турецкой армии в нескольких сражениях, болгарские войска освободили территории населенные славянами и стали наступать на Константинополь. К этому времени греческая армия освободила Крит, Эпир, острова Эгейского моря и Македонию. Вскоре греки захватили Салоники, сербы - Монастырь, а черногорцы вышли к адриатическому побережью и осадили Шкодер. На стороне Сербии и Болгарии воевало немало добровольцев из России.

ГИМН СЛАВЯНСКИХ ДУШ

Что творилось в душе у Василия Агапкина -- трубача кавалерийского полка, когда начались балканские события 1912 года и он сочинил музыку, ответить трудно, но эффект марша был подобен разорвавшейся бомбе. Ноты марша, переписанные от руки, мгновенно разошлись по стране и добрались до Чехии, Польши, Сербии и Болгарии. Марш как бы вобрал в себя предчувствие грозного ХХ века и всех предстоящих войн. 1914 год. "Прощание славянки" звучит на всех вокзалах и призывных пунктах России. С того времени перронный гимн уходящих на фронт полков стал поистине всенародной музыкой.

Автор "Славянки", Василий Иванович Агапкин, родился в 1884 году в деревне Шанчерово Михайловского уезда Рязанской губернии. Он лишился матери когда ему едва исполнился год. Отец батрачил, снова женился и вскоре вся семья переехала в Астрахань. В 1890 году, надорвавшись от тяжелого труда, отец умер, оставив семилетнего сына на руках у мачехи. Пришлось ходить по деревням с сумой. Чтобы не умереть с голоду, несчастная женщина привела мальчика в Астраханский пехотный полк. Командир полка пожалел сироту и оставил при полковом оркестре. В шестнадцать лет Василий Агапкин уже стал солировать на духовых инструментах и вскоре его назначили штабс-трубачом кавалерийской дивизии. Талант у юноши был очевиден и его направляют в Тамбовское музыкальное училище. Надвигались балкано-турецкие войны и в российской прессе замелькали сообщения о нападении Турции на Балканские страны, о зверствах янычар над славянами, армянами, греками, об оставшихся вдовах и сиротах. С первых дней войны газеты запестрели воззваниями, призывами и сводками с фронтов. Хотя Россия и не вступила в войну, но в ряды добровольцев, отправляющихся в Болгарию и Сербию, массово стали записываться вольноопределяющиеся, молодые офицеры, сестры милосердия. На перронах их провожали огромные толпы рыдающих женщин и свой марш В.И.Агапкин посвятил именно им. Марш не сразу звучал так, как привыкли слышать его мы. В привычной обработке «Славянка» была чуть позже оркестрована и исполнена капельмейстером Я.И.Богорадом -- как гимн маршевых батальонов. Впервые со всей своей патриотической мощью он зазвучал в 1913 году в Тамбове, на плацу 7-го кавалерийского полка. Когда началась Первая мировая война, звуки марша уже зазвучали мощными аккордами во всех городах Российской империи. «Славянка» звучала так, словно была написана специально для жен, дочерей, сестер и всех тех, кто прощался с людьми в серых солдатских шинелях, уходящих на фронт. Марш словно предупреждал уходивших и оставшихся, что увидеться снова придется не всем. Некоторые, оставшиеся в живых, увидели друг друга лишь спустя шесть долгих лет, а миллионы – никогда. Сам Василий Агапкин прошел долгий путь Мировой и Гражданской войн, добровольцем ушел воевать за большевиков и организовал духовой оркестр в Первом красном гусарском полку... Всю свою жизнь Агапков находился в строю, а последние десять лет, до своей отставки в 1955 году, руководил образцово-показательным оркестром Высшей школы КГБ. Умер он в Москве в 1964 году.

КОГДА ТРУДНО – ПОЮТ «СЛАВЯНКУ»

После победы в Гражданской войне, ни Ленин, ни Троцкий, ни Сталин не знали как поступить с признанным гимном всех славян. Если исходить из международной солидарности трудящихся всех стран, неофициальный гимн сплачивал братские славянские страны, а с другой стороны -- его чаще исполняли добровольческие, белые войска, а с этим фактом нельзя было не считаться. Поэтому «Славянку» просто «забыли»; нужно было заниматься индустриализацией, коллективизацией и для этого нужны были другие марши. Вновь вспомнили «опальный марш» лишь 22 июня 1941 года, когда в военкоматы явились первые добровольцы и резервные полки стали отправлять на фронт. Ноты марша быстро распространялись среди духовых оркестров с помощью дивизионных многотиражек и вскоре марш знал наизусть каждый военный и гражданский музыкант. Седьмого ноября 1941 года под щемящие звуки "Славянки", солдаты и ополченцы уходили на заснеженный фронт прямо с брусчатки Красной площади. Дирижировал сводным оркестром сам автор – Василий Агапков. Марш снова стал на защиту отечества. Долгие четыре года «перронный гимн находился в строю». Как только чаша весов в Великой Отечественной склонилась в пользу СССР, «Славянку» снова «уволили в запас» и на параде Победы 1945 года ее не исполняли. Но марш уже настолько полюбился всем поколениям, что под его звуки в течение многих лет провожали поезда в Киеве, Симферополе, Феодосии и многих других городах Украины. Вряд ли какая другая мелодия смогла бы заменить «Прощание славянки»; время не властно над маршем, его сила не ослабевает и сегодня, спустя 90 лет он все еще живет и волнует людей, пробуждая в них лучшие патриотические чувства.

ПЕРРОННЫЙ МАРШ – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН? (можно использовать и как подзаголовок, как добивку или “подвал”)

Многие слышали, что в Российской Думе всерьез обсуждался вопрос о «Прощании славянки», как государственном гимне федерации. Первым, кто высказал идею сделать марш Василия Агапкина в качестве нового гимна России, был Иосиф Бродский. Мстислав Ростропович, по его просьбе, даже хотел уговорить на это президента Ельцина. Поддержали идею и Григорий Явлинский, и генерал Лебедь и многие другие. Вполне возможно, что марш – как гимн, могли бы принять, но возникла проблема текста, т. к. Агапков написал одну лишь музыку. Слова, предложенные яблочниками, устроили не всех, да многие и не хотели идти за оппозицией. Интересно, что для «Славянки», в разные времена, были написаны несколько вариантов текста. Самый ранний был написал еще в первую Балканскую войну, почти сразу после рождения марша. Вот его слова, написанные В.Лазаревым:

          Наступает минута прощания,
          Ты глядишь мне печально в глаза,
          И ловлю я родное дыхание,
          А вдали уже дышит гроза.
          ...Прощай, отчий край,
          Ты нас вспоминай,
          Прощай, милый взгляд,
          Прости-прощай, прости-прощай.
           Летят, летят года,
          Уходят во мглу поезда,
           А в них солдаты.
          И в небе темном
          Горит славянская звезда.

Александра Галич, в суровом 1941 году тоже написал неплохие слова:

Снова даль предо мной неоглядная,
Ширь степная и неба лазурь.
Не грусти ж ты, моя ненаглядная,
И бровей своих темных не хмурь!
Вперед, за взводом взвод,
Труба боевая зовет!
Пришел из Ставки
Приказ к отправке —
И значит нам пора в поход!
...Уходили мы в бой и в изгнание
С этим маршем на пыльных губах...

 

Добивки:

17 октября 1912 Сербия, Черногория и Болгария объявили войну Турции. Началось вторжение их войск в европейские провинции Турции.

18 октября 1912 года в Лозанне подписан мирный договор между Италией и Турцией, завершивший итало-турецкую войну 29.09.1911-18.10.1912 гг. По мирному договору Турция выводила свои войска из Ливии, а Италия обязалась возвратить Турции Додеканесские острова. Отныне, турецкие владения в Африке становились итальянской колонией. В ходе войны потери Италии составили 1432 чел. убитыми, 4250 ранеными, 1948 умершими от болезней. Потери Турции - 8 тыс. убитых и умерших от ран, 4 тыс. умерло от болезней Зимой 1912-13 года греческая армия освободила Эпир – область на севере Греции, весной Крит, острова Эгейского моря и Македонию. Черногорцы вышли к адриатическому побережью и осадили Шкодер. . К декабрю 1912 года армия Турции была в основном разбита, а весной 1913 года болгарские войска освободили территории на которых в основном проживало болгарское население и подошли к Константинополю. Вскоре греки захватили Салоники, а сербы – Монастырь. 10 августа 1913 года в Бухаресте был заключен мир. Победители - Сербия, Черногория, Греция и Румыния, которая придерживалась нейтралитета и непосредственного участия в войне не принимала, - продиктовали побежденной Турции свои условия; она лишилась большей части Македонии, поделенной между Сербией, Болгарией и Грецией, включая порт Каваллу, и Южной Добруджи, отошедшей к Румынии. По бухарестскому миру 1913 года Македония была разрезана на три части, чем был заложен конфликт, продолжающийся и поныне. Из-за распрей между союзниками о правах на Македонию, через несколько недель началась новая война на Балканах. В ней, против Болгарии выступила Сербия, Греция, Румыния, Черногория и Турция. Против такого напора вчерашних союзников Болгария выстоять не смогла и войну проиграла. Турция вернула себе Странджанский район и Эдирне, Македония была вновь поделена между Сербией и Грецией, Албания получила независимость, а Румыния отняла у Болгарии район Добруджи. Новые хозяева стали проводить этнические чистки и в Болгарию хлынули беженцы из этих районов в размере четверти населения всей страны! Это число в несколько раз превышает количество беженцев в Косовском конфликте на рубеже XXI века. Балканские войны привели к обострению международных противоречий, ускорив начало 1-й мировой войны.

"Стрельбу по-македонски" с использованием двух пистолетов одновременно и со стрельбой на ходу по движущейся цели, привезли в Россию добровольцы, воевавшие на Балканских фронтах. Режиссер с мировой известностью Джон Ву, да и многие другие, использует этот прием во многих своих фильмах.

Назад

 

Hosted by uCoz